Шабат – Сквозь шторм к островку покоя


shabat shiráШабат – это островок покоя в бескрайнем потоке недельной суеты. К нему стремятся всю неделю, мечтая о румяной хале и терпком вине, тепле общения с близкими, игре свечей, истоме на диване, мягком пледе, книжке, смехе детском…

Но путь к Шабату не легок, особенно для тех, кто на бегу, загружен работой или страшно неорганизован – как я.

Казалось бы за столько лет, я в принципе могла бы организоваться. Еще в далеком детстве, я зачастую пропускала школу в пятницу, предпочитая вместе с папой отправляться на рынок, чтобы купить все самое лучшее к празднику. Папа с искусством коллеционера выбирал самые отменные продукты на субботний стол. Он шумно разговаривал с продавцами, торговался, шутил, жонглировал мандаринами… Я завороженно смотрела на его актерскую игру, уже тогда понимая, что Шабат – весьма особый день. Понимали это и продавцы, немного раздосадованные, что Шабат случается всего лишь раз в неделю… По дороге домой мы слушали еврейские песни и говорили «за жизнь»… Эх, детство.

И почему Шабат всего раз в неделю?

И почему Шабат всего лишь раз в неделю?

Теперь же, много лет тому вперед, мне приходится готовить Шабат по системе «бекицер», ведь в пятницу я работаю. Как же мы успеваем подготовить праздник? А так…

В течении недели мы активно приглашаем гостей. Однако мысли о покупках и готовке мягко оседают в подкорку мозга, свернувшись там калачиком, где и благополучно дрыхнут до четверга. Зато в четверг, после обеда, до меня резко доходит, что пора срочно все покупать-готовить-убирать-накрывать, и начинается экшен.

food-pileПосле работы мы всей семьей начинаем забег по магазинам, сметая с полок все подряд, ведь завтра будут люди! Мясо, рыба, овощи, сладкое, напитки валятся из рук, мешки болтаются чуть ли не в зубах, дети хнычут, воют волки – сгущается ночь….

Эйфория продолжается на кухне далеко за полночь. Разобрав трофеи по полкам, я начинаю писать список диковинных блюд, которые мне кровь-из-носа надо приготовить к приему гостей. И разумеется, я четко полагаю, что каждый гость всенепременно съест по 10 салатов, 20 гарниров, 40 тортов и 80 пирожных.

Напланировавшись вволю, я приступаю к готовке. Мою руки, достаю доски и ножи, включаю бодренькую музычку…и понимаю, что страшно хочу спать. В этот момент включается мой непревзойденный оптимизм – я начинаю искренне верить, что незачем волноваться, и я все успею приготовить завтра. Вот встану с утра пораньше, и буквально сразу. Чесс слово.

Посидев на фейсбуке пару минут, я с чистой совестью ложусь спать через два часа. И уже спустя минуту-другую звонит разъяренный будильник. Пятница. Время пошло.

Я уже писала о том, как в моем доме протекает утро… поэтому не буду повторяться. Так вот, обычное утро – это цветочки, по сравнению с утром пятницы.

6 утра. Мечты о раннем подъеме валяются на полу и хохочут над моей опухшей от сна физиономией. Проспала… Опять. Я вскакиваю с кровати с зашкаливающим уровнем адреналина, в поисках мозга, очков и тапочек. По дому ходят зомби-образные домочадцы, тоже в поисках утраченного – сна, портфеля, завтрака…

С полузакрытыми глазами я бегу на кухню, отчаянно пытаясь вспомнить как меня зовут  (Сара? Ривка? Лина? Прасковья Алексеевна?), но так и не сумев отгадать имя, ставлю на огонь бульон и чайник. Выпиваю залпом литр кофе, и вот мои трясущиеся руки начинают резать салаты, гарниры и пальцы. Я все-таки открываю глаза, заглатываю бутерброд и бегу на работу, понимая, что время работает против меня.

Слава Б-гу, что есть работа! Именно там можно спокойно включить компьютер, посмотреть в окно и успокоить нервы… Шутка. И на работе я не перестаю думать про размороженную, волосатую курицу, дожидающуюся меня в раковине.

12Вернувшись домой, я понимаю, что до Шабата осталось меньше двух часов. Скинув сапоги, я несусь на кухню, резко включая все четыре конфорки, духовку, кран и чайник. Забыв про диковинные блюда, я молю Б-га, чтобы успеть сварганить обычную картошку… Но тут, случается чудо, и раздается стук в дверь.

Дверь открывается и на пороге стоит моя свекровь. Видимо почувствовав мое напряжение на расстоянии, она приходит, чтобы помочь мне подготовить праздник.

Вздохнув, я понимаю, что два часа – это не так уж и мало, и вообще все в жизни относительно. Вместе мы быстро рубим оливье и шьем селедочную шубу, прячем страшные кастрюли и пылесосим дом. А в это время, муж и дети накрывают стол белоснежной скатертью, достают серебряные подсвечники и прохладное вино.

На секунду оторвавшись от приготовлений я вытираю пот и смотрю на мой субботний стол – такой красивый и нарядный. Совсем скоро придут наши гости, и я понимаю, что мы не зря старались. Я думаю о многовековом величии Шабата, о его путеводной нити через поколения и мысленно благословляю моих родных и друзей по всему миру… Но вдруг до меня доходит, что пора зажигать свечи, и я сломя голову бегу искать спички, как всегда не приготовив их заранее.

Гут Шабес! Доброй субботы, друзья!

shabbes

Categories: иудаизм, Judaism, юмор | Tags: | Leave a comment

Post navigation

Leave a Reply

Blog at WordPress.com.

