Как вчера


shaking-lulav-20282039С утра ребенок отказался идти в школу под предлогом недомогания. Он грустно сидел на стуле, подперев руками щеки, и смотрел вдаль – на шкафчик, где хранилось сладкое.

Свистел чайник, позвякивали ложки.

– Мамаааа…. у меня животик болит… может не пойдем сегодня в школу?

В глазах скорбь, губка подрагивает.

– Что, никак? Но сегодня ведь короткий день, а потом каникулы на Суккот! Неужели не хочешь пойти в последний раз?

– Нет, мама, во-первых, это далеко не последний раз. Я уже это понял. А во-вторых, пока я там буду сидеть, папа тут сукку без меня построит. А я очень хочу ему помочь…

– А как же твой больной живот? – еле пряча улыбку спрашиваю я.

На секунду запнувшись, сын быстро отвечает:

– Так ведь он сейчас болит, а потом пройдет на улице. От воздуха. Ну пожалуйста… Я ведь должен помогать старшим.

Я смеюсь в голос и, конечно, разрешаю ему остаться. Потому что парта – хорошо, а практические занятия лучше.

Каюсь. Много лет назад, будучи школьницей, я иногда прогуливала школу по пятницам и накануне еврейских праздников, предпочитая ходить с папой за покупками.

Подобно Иосифу Любящему Шаббес, для моего отца в канун праздника нет важнее занятия чем подготовка к торжеству. И несмотря на количество работы и важных дел, он уезжает в неизвестном направлении, возвращаясь с полными сумками вкусов, ароматов и цветов.

В детстве, когда удавалось улизнуть с занятий и поехать с папой, меня завораживало его умение разговориться с любым хмурым продавцом, рассмешить, подбодрить, шумно поторговаться и выбрать самый лучший товар. Казалось, что торговцы переставали мерзнуть на морозе лишь увидев папу…

Держась за его теплую руку, я старалась не отставать, по пути рассматривая рынок – эту волшебную страну многоголосия наречий, оттенков и запахов… Пузатые банки янтарного меда, куличики ажурного творога, лоск сухофруктов, изумрудная зелень, золотые мандарины с кислинкой, дубовые бочки сельди и солений, ореховые горы, мешочки терпких специй, овал узбекских дынь и хруст астраханских арбузов…

Чего смотришь, дорогой? Купи!

Гордость переполняла меня, когда папа доверял мне донести какой-нибудь пакет до машины. В этом чувствовалась и моя принадлежность к сотворению праздника. Багажник довольно открывал широкий рот, заглатывая наши сокровища.

Заслуженная шоколадка и маленький сок с трубочкой завершал мою картину счастья. А затем папа заводил мотор, включал музыку “Фрейлехс” и мы поворачивали домой.

В зимнее время, когда мороз затуманивал окна машины, я выводила пальцем на стекле недавно выученные ивритские буквы, составляющие магические формулы “Гут Шаббес!” и “Гут Йом Тов!”

Осенний праздник Суккот мы отмечали на Клязьминской даче. Украшенная еловыми ветками сукка занимала почетное место посреди участка. Помню как однажды в разгар праздника, на даче прорвало трубу и пришлось вызывать мастера из соседнего городка. Когда из кряхтящей газели появился мастер – щетинистый, в дутой куртке, штанах цвета хаки и с гвоздодером в руках – ему поплохело и стало ясно, что его жизненный опыт терпит сокрушительное поражение под натиском нелогичной постройки.

– Это что еще за халупу вы тут нагромоздили посреди двора?! Чего вы в доме не сидите в такую холодрыгу? Ну-ка двигайте отсюда этот плащ-палатку, иначе мне не проехать!

В сукке как раз сидел мой дедушка, в свитере и шапке ушанке. Он пил чай с лимоном и тихонько перебирал струны гитары. Улыбнувшись мастеру, дедушка объяснил, что сдвинуть сукку никак невозможно, потому что в это время года мы путешествуем во времени и вспоминаем наши жилища в пустыне.

– А когда это вы в пустыне обитали? – спросил мастер, совершенно сбившись с толку.

– Несколько тысяч лет назад, но чувствуется, ей-Б-гу, как вчера, – подмигнул дедушка, чем вконец озадачил ремонтника.

Починив трубу и угостившись на прощание ягодной наливкой, довольный мастер удалился восвояси, пожелав нам счастливого праздника в морозной подмосковной пустыне. А я тем временем ловила первые снежинки, которые чересчур быстро растворялись на ладошках и ресницах… И хотелось прошептать им вслед, «Не пропадайте! Еще минуточку…»

Куда там… И след простыл…

Но сегодня те снежинки вновь замерцали пасмурным австралийским утром, когда мой шестилетний сын искал любую причину остаться дома чтобы строить сукку. И тогда я поняла, что дедушка был прав. Прошли тысячи лет, но чувствуется, ей Б-гу, как вчера.

Счастливого праздника вам и вашим близким!

Categories: Семья, Ценности, Чувства, дети, иудаизм, рассказы, юмор | 2 Comments

Post navigation

2 thoughts on “Как вчера

  1. Yehudis Khanin

    Happy and meaningful holidays for you and your family too!

  2. Thank you Yehudis! Same to you!

Leave a Reply

Create a free website or blog at WordPress.com.

