Авраам и Маша


VOLUNTEERS_076Под впечатлением от пары, у которой я брала интервью. Авраам и Маша Железняковы.

Жертвы Холокоста, им уже под 90, но насколько молод их разум и душа… Я влюбилась в их дом, с его убранством ковров, картинами-окнами в другой мир и тысячами книг. Из него совсем не хотелось уходить обратно в современность с ее суетой и вечной нехваткой времени.

– Вам нравятся книги? Это такая редкость сегодня, – с тяжелым польским акцентом спросила меня хозяйка и принесла увесистую книгу Горького, датированную сороковым годом, с волнистыми желтыми страницами и дарственной надписью карандашом на идыше. Я сразу захотела узнать историю этой книги и выяснить как она, исколесив пол мира, добралась до Австралии и прожила все эти годы.

Меня усадили в мягкое кресло с изящными лапками, рядом с чайным столиком и серебряными подсвечниками, и щедро угостили удивительными рассказами:

– Я в Австралии уже 60 лет, – сказал хозяин. – И тем ни менее, я до сих пор гуляю по улицам Вильно каждый день.

– Вам надо самому писать книги.

– Что вы? Я совсем не умею писать! – скромно сказал Авраам.  – Вот Вы, другое дело. Маша, ты слышишь, эта девочка из Москвы и она все еще говорит по-русски!

Во время интервью они помогали друг другу не запутаться в проводах видео камеры, а также искренне улыбались и смеялись над собой, ни разу не перебив друг друга…

По сей день эти удивительные люди, Авраам и Маша Железняковы, собирают по 100 русских пожилых людей и организовывают для них встречи, концерты и поводы для встреч, каждый месяц, вот уже 33 года.

Многие годы они были хозяевами Кафе “Шахерезада” на Экланд Стрит, ставшее местом встреч очень многих эмигрантов и одиноких душ после войны.

Их история описана в замечательной книге Арнольда Зейбла “Кафе Шахерезада”, по которой сделали прекрасную театральную постановку. Мельбурнцы, по возможности обязательно посетите театр 45 Down-Stairs в сити и почувствуйте историю нашего времени на примере этих уникальных людей. Ведь история уходит слишком быстро…

——————————–

Июнь 2013

В моих мыслях мы до сих пор сидим на диване в его доме в Колфилде. Или пьем кофе с бубликами в кафетерии за шутливой беседой, как неделю назад на работе… Или общаемся под лампами видео съемки, обсуждая раскрашенные в оттенки кремового, улочки Вильно, по которым он мысленно бродил все эти 60 лет жизни в Мельбурне. Или вместе смотрим театральную постановку об их с Машей, совершенно удивительной жизни…

Наверное, нет в мире человека, которого бы оставили равнодушным похороны, особенно когда отказываешься в них верить. Страшно понимать, что уходит поколение героев, скромных, мудрых и очень близких… Страшно видеть Машу, потерянную, с потухшим взором, ту Машу, которую невозможно представить без Авраама.

Помню как в январе, мы говорили о войне, а он вспоминал какие-то красноармейские песни со своим знаменитым польско-еврейским акцентом… Мы смеялись и я обещала познакомить его с моей малышней, которым очень понравится настоящий солдат, так славно говорящий по-русски.

Всю свою жизнь Авраам помогал людям, и еще за несколько дней до смерти вел благотворительный концерт для жертв Холокоста… Он так и не успел придти к нам в гости. Каждый раз что-то откладывалось…

Тривиальные причины, которых уже и не упомнить. Время, испарившееся в суете. Еще один пинок в спину, горько демонстрирующий, что нельзя откладывать на потом. Но это уже история.

А сегодня его провожали всем двором, на идише, русском и английском. И мне показалось, что он слышит нас, когда вышло солнце и раздалась грустная песня соловья.

————————————-

Насколько призрачна грань между миром живущих здесь и там. Не успела я записать эти строки о жизни Авраама, у меня на автоответчике высветилось новое сообщение. Не задумываясь, я нажала кнопку.

На том конце провода раздался знакомый голос:

– Это я, Авраам Железняков, – сказала трубка. – Я прошу прощения, что мы так и не сумели повидиться в тот Шабат. Но мы обязательно встретимся в другой раз. Всех благ и доброй субботы.

Как известно, в ту субботу его не стало… И скорее всего это послание просто затерялось в веретене других сообщений – рекламы, знакомых, распродаж телемаркетинга… Но сейчас это все не имеет значения, потому что я точно знаю, что Он добрался и передал привет. И мы, конечно, увидимся вновь – в этом или будущем мире.

Categories: Иммиграция, Семья, Фейсбуквы, Ценности, Чувства, иудаизм, рассказы, старички | Tags: | Leave a comment

Post navigation

Leave a Reply

Create a free website or blog at WordPress.com.

