Время чудес


Сегодня Бронка без настроения, но все же рада меня видеть. Задумавшись, она сидит у окна.

– Бронка, что-то случилось?

– Нет… Что может случиться… Разве то, что наступает еще одна Ханука без моих родных…

– Расскажите как Вы праздновали Хануку когда были маленькой…

Бронка закрывает глаза. Молчит. Ее мысли далеко.

Наконец она возвращается в эту комнату и говорит:

– Я очень любила этот праздник… Мы собирались у нас дома: дедушки, бабушки, родители, мои сестры и братья… Двоюродные… Дети со двора…

Жили мы бедно, и чудом Хануки считалось получить целую картофельную латку. Но все равно нам было весело. Ведь тогда мы еще были вместе…

Потом, как ты знаешь, все изменилось… И в Хануку, впрочем, как и во все остальное время года, мы не видели света – ни днем ни ночью… Ждали чуда избавления все 6 лет в темноте…

Хотя тогда я потеряла счет времени и мне казалось, что это – одна длинная, страшная ночь в полном одиночестве…

И все же тогда у меня еще была надежда, что мы найдемся, что выживем…

Выжила только я. И вот я думаю… Зачем?

Ты знаешь… Мой муж до войны был раввином синагоги в Польше. Так он рассказывал, потому что после войны он уже не носил ни бороды, ни ермолки…

Он тоже единственно выживший…

Мы переехали в Австралию и нашли друг друга словно обломки корабля после крушения. Нашими родственниками стали друзья – такие же сироты, вдовцы и безутешные родители…

Представляешь, однажды в магазин моего мужа пришла пожилая женщина, только-только приехавшая в Мельбурн из европейского лагеря беженцев. Ей было негде переночевать… И мой муж привел ее к нам.

– Вы помогли ей найти жилье?

Бронка с удивлением поднимает брови.

– Зачем? Она уже нашла жилье… Сара прожила с нами двадцать лет. Или двадцать пять… Я уже не помню… Она заменила нашим детям бабушку и стала моей лучшей подругой.

Пораженная ее ответом, я не нахожу что сказать… И Бронка продолжает:

– Ханука – это время божественных чудес. И мне кажется, что самым большим чудом являются мысли, которые Б-г посылает нам каждое утро… Это чудо зарождения идей и потенциал для развития. 

Жаль, что сейчас у меня все меньше сил для реализации моих планов… Но видимо на все есть причины, и я все равно верю в Б-га.

– А Он верит в Вас, Бронка… – тихо шепчу я.

Она улыбается. И желает мне, моим близким и друзьям очень счастливой Хануки…

А я… Я обещаю занести ей пончиков и латкес. И передаю вам ее пожелания.

—————————–

P.S. А давайте в эту Хануку постараемся побольше замечать чудеса вокруг нас. Неважно, большие или маленькие, главное, что они есть! Просто иногда стесняются показаться нам-вечно занятым дядям и тетям… В результате их чаще всего замечают дети…

А для практики у нас целых 8 дней! И тепло ханукальных огней в помощь…

Я думаю справимся. И даже научимся разглядывать их среди рутины и после праздника…

Categories: Иммиграция, Семья, Фейсбуквы, Ценности, иудаизм | Tags: , | Leave a comment

Post navigation

Leave a Reply

Blog at WordPress.com.

