Поговорим о Хануке…


bigstock-Festive-composition-for-Hanukk-62714726.jpg

Ханука – это один из самых радостных праздников еврейского календаря, прославляющий чудеса и знамения Всевышнего. Это время семейных встреч у горящих свечей, застолий с пончиками и оладушками латкес и игрой в волчок-дрейдл в преддверии раздачи Хануке-гелт.

Эти восемь дней года прочно вошли в память многих поколений еврейских детей и взрослых, и поныне Ханука является одним из самых любимых и долгожданных праздников еврейского народа. В этом году Ханука наступает вечером 6 декабря и заканчивается вечером 13 декабря.

История восьмидневной Хануки, также известной как праздник Света, начинается во втором веке до нашей эры, во времена владычества великой и грозной греко-сирийской империи селевкидов, пришедшей к власти после знаменитого Александра Македонского.

Изначально греки обещали сохранить традиционный жизненный уклад иудеев. Граждане платили дань и оставались преданы вере отцов. Тем не менее, захватчики планировали добровольную ассимиляцию иудеев, ведь греческая культура, философия и образ жизни имели огромный успех во многих близлежащих странах. А потому всем иудеям, желающим приобщиться к эллинизму, оказывалось покровительство свыше: им предоставлялись высокие позиции в политической и общественной жизни страны.

В Иудее регулярно проводились спортивные состязания и пиры, посвященные греческим богам. Повсюду появились статуи идолов, которым приносились жертвоприношения.

«Грекообразные» иудеи с энтузиазмом юных ленинцев агитировали основную часть населения оставить еврейские предрассудки и принять столь разумные и новомодные греческие обычаи.

Хитростью и обманом новые властители страны убеждали иудеев не оставлять Тору полностью, а просто относиться к ней как к произведению литературы, своеобразной книге историй и традиций, не играющей роли в современной жизни.

По началу, запрещенными к соблюдению были объявлены лишь три заповеди, признанными абсурдными, а именно: Проведение Шабата (Субботы), освещение новомесячья и обряд обрезания.

Дело в том, что Шабат – праздник величия Бога, сотворившего мир за неделю и отдыхавшего на 7 день. Шабат напоминает нам, что только Бог является хозяином мира, а не земные правители. Греки не могли признать единого Бога. Освящение новомесячий это символ того, что только Богу подвластно время, а вовсе не тленному человеку. Обрезание – знак единства тела и души. Греки обожествляли собственное тело, веря, что тело может предаваться порокам, пока душа парит в небесах.

Большинство иудеев не могло согласиться с подобными изменениями. Царь Антиох IV решил применить силу и направил в Иудею самых жестоких офицеров, чтобы добиться полного подчинения. Страну накрыла волна грабежей, насилия и убийств.

Десятки тысяч иудеев погибли от меча врага, отказавшись предать Тору, уцелевшие прятались в пещерах. Казавшиеся демократичными греки захватили Иерусалимский Храм, разорили святую святых и кощунственно принесли в жертву свинью, к ужасу иудеев. Чаша терпения переполнилась и иудеи решились на вооруженный ответ.

Еврейский священник Маттисъягу Хашмонай и его пятеро сыновей организовали восстание против греческого ига. К ним присоединились отважные иудеи. Силы были неравномерны. Против 12,000 плохо вооруженных людей без военного опыта выступала профессиональная армия из 40,000 человек. Поражение казалось неминуемым. Но после трех лет сражений, иудеи чудесным образом победили.

Отбившись от врага, иудеи вернулись в разоренный Храм. Это произошло в день 25 кислева, впоследствии ставшим началом Хануки. Они очистили жертвенник и вырезали из дерева новый светильник Менору. В Храме нашелся лишь один запечатанный кувшин оливкового масла, которого хватало на один день.

Вопреки природе вещей, масло горело не один, а восемь дней, пока не приготовили новое. Огни Меноры ознаменовали победу Торы, радости, веры в Бога и надежды на лучшее.

После восстания иудеи приобрели свободу еще на 200 лет. А греко-сирийская империя селевкидов вскоре полностью утратила свое величие. Царь Антиох неожиданно скончался от неизвестной болезни в 164 году до н.э. Некогда непобедимая империя навсегда осталась в прошлом.

В память о чуде с маслом, мы зажигаем ханукальный светильник Ханукию в каждый из восьми вечеров праздника. Ханукию ставят слева от дверного проема или у окна, чтобы как можно больше людей видело зажженный светильник.

В первый вечер праздника зажигается одна свеча, во второй две и так далее, пока светильник не будет освещать ночную тьму всеми огоньками.

При зажигании свечей произносятся благословения, в которых мы благодарим Бога за чудеса, совершенные для нас и наших отцов, а также за возможность дожить до этого времени.

Во время горения свечей семьи собираются вместе, устраивают праздничные застолья и вспоминают историю праздника. На столах присутствуют жареные в масле пончики и картофельные оладьи латкес, которые принято есть в память о чуде с маслом. Принято, чтобы женщины отдыхали от домашних дел во время горения свечей.

Традиционной ханукальной детской забавой является игра в волчок – дрейдл. Во времена ханукальных событий, еврейские дети тайком учили Тору, но едва их замечали греческие солдаты, дети доставали волчок и делали вид, что просто играют. В память об отважных малышах, игра в дрейдл остается важным атрибутом праздника.

На Хануку дети получают от взрослых Хануке Гелт – деньги в подарок.

На протяжении истории человечества, деньги всегда считались символом благополучия и успеха. Иудаизм считает деньги нейтральными: не хорошими и не плохими. Они могут быть использованы как для добра, так и для зла. Но в деньгах всегда есть потенциал.

В духовном смысле, даря деньги детям, взрослые показывают веру в потенциал своих детей. Получив деньги в подарок, дети отделяют часть на благотворительные нужды и приучаются к ответственности за свой народ.

История Ханукальной победы напоминает нам о том, что сила и могущество не являются гарантом победы, в отличие от веры и уверенности в Божественном проведении в самых трудных ситуациях, даже вопреки природе вещей.

Счастливой Хануки вам и вашим близким и побольше света и тепла в ваших домах!

Categories: Ценности, иудаизм, Uncategorized | Tags: , | Leave a comment

Post navigation

Leave a comment

Create a free website or blog at WordPress.com.